Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами — сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!
Левшество — это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился. Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно- временных представлений. В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций! Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период. Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево- право до 6-7 лет! Возьмите за правило, каждый день вносить хоть какой-то вклад в решение проблемы. Чем активнее взрослые будут помогать ребенку, тем быстрее достигните максимального результата!
Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:
- воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
- сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
- обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
- написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
- совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
- развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
- развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
- расширение поля зрения ребенка.
- развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».
- для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
- поиск букв, наложенных друг на друга.
- выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
- письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
- после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0). Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально). Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху- вниз). Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу. Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать). Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ. И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх. Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью. Если ребенок пишет зеркально… Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании. На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево». Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем. Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек. Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке. — нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру). — рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе) — купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия. — попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов. Не забывайте, что работа должна быть комплексной. Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как…, а после того как…; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.? Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте. Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д. Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать). Работайте над листом — где верх листа, где низ? Показывайте сами — откуда начинать писать, читать. Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась. Само по себе зеркальное письмо проходит редко. Просто исправлять и ругать за то, что опять написал неправильно — бесполезно. Практика показывает, что только комплексный подход к проблеме дает положительные результаты. Не ленитесь и все получится! У кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Но обязательно получится!