К началу обучения в школе дети должны знать и уметь:
- Информацию о своей семье, о себе ( Ф.И.О., возраст, адрес, имя, фамилию родителей и их место работы, должность);
- Знать диких, домашних животных, растния, насекомых, птиц, приметы и названя сезонных изменений природы.
- Цвета и геометрические фигуры;
- Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками.
- Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших.
- Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже);
- Правильно соотносить и понимать значение следующих слов: «маленький», «большой», «уже», «шире», «между», «около»;
- Делать обобщение предметов по одному двум признакам, проводить анализ;
- Уметь заканчивать начатое предложение по смыслу;
- Находить лишнее слово или предмет в группе слов, предметов;
- Складывать мелкие пазлы без помощи взрослого.
Многие родители делают огромную ошибку, не разрешая детям работать дома с ножницами. Именно ножницы и пластилин помогают натренировать слабые мышцы кисти ребёнка. Подойдут также игры с крупами, пальчиковые разминки. Что же подразумевает под собой хорошо развитая мелкая моторика?
- Желательно чтобы дошкольник умел правильно держать карандаш, кисточку, ручку;
- Аккуратно, в одном направлении раскрашивать нарисованный предмет, наносить штриховку, не выходя за контуры предмета;
- Пользоваться ножницами;
- Выполнять аппликационные работы.
Дошкольная подготовка детей к школе предполагает обладание ими хорошо развитой речи. К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы, небольшие сказки по картине, серии картинок;
- Умеет беседовать на заданную тему (диалогическая речь);
- Четко различает, где звук, где буква;
- Определять место звука в слове; находить слова с определённым звуком;
- На слух определяет, из скольких слогов состоит слово.
Умеет по слогам читать небольшие тексты.
Мотивационная готовность является одним из важных факторов успешности будущего школьника. Это своеобразный ключик, помогающий дошкольнику выполнить «хороший старт». Что же она подразумевает?
- Желание посещать занятия;
- Стремление к получению новой необычной информации;
- Тяга к получению или освоению новых знаний.
Социальная готовность ребенка к школе — это отражение тех отношений, которые дошкольник неоднократно видит в семье. Она заключается в умении дошкольника самостоятельно устанавливать взаимоотношения, как с незнакомыми детьми, так и со взрослыми. Она определяется следующими критериями:
- Как дошкольник контактирует с компанией играющих детей (легко, сложно, сторонится их);
- Прислушивается ли он к мнению окружающих или начинает конфликтовать, перебивать;
- Умеет ли соблюдать очередность в тех ситуациях, где это обязательное условие;
- Может ли поддержать разговор, участвовать в беседе с несколькими людьми;
- Должен четко понимать разницу между хорошим и плохим поведением, поступками, словами;
Психологическая готовность ребенка к школе или эмоционально-волевая готовность определяется следующими моментами:
- У дошкольника перед поступлением в школу должны сформироваться самостоятельность, организованность;
- Обязательное умение — следить за собственным поведением;
- Готов идти на контакт и сотрудничество с взрослыми;
- Маленький ученик должен быть готов к выполнению заданий, которые ему не слишком нравятся (развитие произвольной сферы);
- Внимательно слушать взрослого без отвлечения на посторонние предметы или вещи.
Физическая готовность не менее важна для успешного обучения ребенка в школе. Здоровые дети легче усваивают программу и смогут быстрее адаптироваться к школьной жизни. На что следует обратить внимание?
- Умеет вставать рано. Желательно заблаговременно до первого сентября наладить режим сна, питания ребенка. Ему нужно научиться вставать рано, чтобы вовремя собраться и не опоздать на занятия. Для этого мотивируйте его раньше ложиться спать, чтобы достаточно высыпаться.
- Соблюдает режим питания. Приучайте ребёнка завтракать полезной пищей. Дающей ему достаточно сил или энергии для восприятия обучения.
Имеет хорошие физические данные. Делайте утреннюю зарядку, так как она хорошо укрепляет детский иммунитет. Ведь никто из родителей не хочет видеть своего школьника больным. Поэтому важно приучить деточку к зарядке, атагигиене.